О перспективах региональной научной политики

30.06.2016

28 июня гостями президента РАН академика Владимира Евгеньевича Фортова были: президент Академии наук Республики Саха (Якутия) Игорь Иннокентьевич Колодезников, президент Академии наук Республики Башкортостан Альфис Суфиянович Гаязов, президент Академии наук Республики Татарстан Мякзюм Халимулович Салахов, вице-президент Академии наук Чеченской республики Ибрагим Ахмедович Керимов.

Во встрече приняли участие также академик Р.И. Нигматулин и академик Г.А. Месяц.

Разговор шел о проблемах взаимодействия РАН с национальными Академиями, о перспективах этого взаимодействия и — по мере углубления диалога — разговор этот оказался очень плодотворным.

В нашей стране национальных Академий сегодня только четыре — все они и представлены на встрече. Возраст их всех идентичен — им всем почти по четверть века. Исторически — это возобновление разговора о контактах с регионами, поскольку в советские времена при Академии наук действовал Договор о сотрудничестве, Совет региональных Академий наук, Договор об Ассоциации, тогда проводилась координация деятельности национальных Академий.

— Сегодня региональная политика в новых условиях является, увы, нашим больным местом, — начал беседу академик В.Е. Фортов, — мы до сих пор не можем найти форму взаимодействия.

Президенты национальных Академий рассказали о деятельности своих учреждений и обрисованная ими совокупная картина не оставила камня на камне от некомпетентной, но, к сожалению, распространенной точки зрения — мол, а зачем вообще нужны национальные Академии?

Ответ исчерпывающий: у правительства той или иной Республики есть острые проблемы, требующие научного решения, причем, они, в основном, имеют не фундаментальный, а прикладной характер и порождены спецификой данной территории. Назовем такие задачи. Это, например, гуманитарные исследования, связанные с жизнью данного этноса, в первую очередь касающиеся языка, литературы, истории, археологии, подготовки и издания энциклопедий. В Якутии — мамонтовая фауна, социальные проблемы труда.

В Башкирии — концепция технологического развития Республики.

В Чеченской Республике правительство утвердило для национальной Академии программы, связанные с материаловедением, минеральными ресурсами, территориальными особенностями развития сельского хозяйства.

Как юридические лица, Академии заключают договора с промышленностью.

Скажем, на одном из заседаний совета директоров нефтяной компании «Татнефть» приняли решение — все научные разработки пускать через национальную Академию, чтобы был один центр ответственности, чтобы именно Академия набирала группы исследователей, координировала, определяла — с кого спрос за этапы работ.

Или — вот примеры работы Академии наук Республики Саха (Якутия). Уголь, который добывают в Сангарском угольном руднике, поставляют в Верхоянье — и это огромная проблема. Имеет место северный завоз: по реке Лене уголь везут на Ледовитый океан, там заходят в устье Яны и Индигирки, поднимаются чуть не до верха. А между тем, как раз в местах назначения есть свои торфяные месторождения. И Академии, соответственно, дали задание — отработать технологию обогащения торфа, его сушки, превращения в топливо. Калорийность торфа в два раза меньше, чем у угля, но, по крайней мере, весной и осенью, когда нет морозов под 400, торфом вполне можно топить — и, тем самым, сократить сверхзатратную по деньгам и организационным усилиям задачу завоза угля через Ледовитый океан. Или, например — последнее задание: провести исследование русловых процессов. Река Лена сегодня уходит от города Якутска, обмелел водозабор, обмелел речной порт, русло с левого берега уходит под правый берег. Берег отсыпали, строили дамбы, перебрасывали через реку нефтегазопровод, сейчас собираются строить мост — словом, задача неотложная. Академия создала временный творческий коллектив, к которому, в частности, подключилась и лаборатория кафедры географии Московский государственного университета, проводящая здесь исследования еще с 30-х годов прошлого века.

Ну и все Академии, разумеется, полностью ответственны за проведение экспертизы по госпремиям в своих Республиках. Иными словами, не такой вопрос правомерен — зачем, мол, вообще нужны национальные Академии? — а правомерен противоположный вопрос: почему такой орган работает всего в 4-х субъектах Федерации, а не у всех 82-х?

Организационные принципы всех четырех Академий несколько отличаются. Где-то есть свои институты, где-то их нет, и в этом случае Академия привлекает сотрудников институтов РАН, преподавателей местных университетов и вузов, исследователей из предприятий — по конкретным договорам. Где-то есть свои Отделения, а где-то они называются Объединенными Учеными Советами, как, например, в Республике Саха (Якутия) — тут таких Советов пять и в них входит вообще все научное сообщество Республики.

Различны и схемы финансирования. Если в Татарстане бюджет Академии зафиксирован в республиканском законе, то в Якутии, наоборот, нет базового финансирования — все идет по госзаказу. Ну и национальные Академии являются операторами по работе с Научными Фондами.

Схемы взаимоотношений национальных Академий с региональными Научными Центрами РАН исторически также складывались по-разному (были даже случаи полного слияния), но всюду на самой дружественной основе. Нами, например, используется лабораторная база Якутского Научного Центра СО РАН, — сказал И.И. Колодезников.

Но именно сегодня по особому выглядит тема взаимоотношений национальных Академий с Научными Центрами РАН — в связи с проводимой реформой:

— ФАНО стремится объединить институты РАН Научного Центра в одно юридическое лицо, при этом для ФАНО неважно, что все они занимаются разноплановыми исследованиями, — сказал академик В.Е. Фортов. — По отношению к такому «объединенному» Центру ФАНО будет осуществлять хозяйственные функции, а за научное руководство оно отвечать не будет. Подход Российской академии наук такой: пусть в регионе будет Центр, который состоит из ученых, причем, не обязательно академических — которые работают также и в местных университетах, и на предприятиях. И пусть здесь будет работать региональный Совет, который будет выполнять идейную функцию — заслушивать доклады, разрабатывать региональные программы и т.д. Президент Путин нас поддерживает. Давайте искать форму — мы за то, чтобы региональная система возродилась.

На интересную особенность указали гости. Главы Республик свои национальные Академии поддерживают, но такая поддержка идет, увы, не от всех, поскольку среди чиновников местной администрации, особенно среди молодых, мало людей, которые имеют собственный опыт работы в науке или в вузах — у них-то и возникает, как им кажется обоснованный, вопрос: зачем нужны национальные Академии? Поэтому гости выразили пожелание, чтобы Российская академия наук взяла эти Академии, образно говоря, «под крыло», чтобы местные власти знали, что эти Академии действуют в координации с РАН и, в каком-то смысле, на этой территории являются как бы представителями РАН.

Эти взгляды нашли понимание и встречное одобрение у руководства РАН. Подчеркнуто: главное — то, что национальными Академиями наработан очень интересный опыт, его надо обобщить и рекомендовать — как в академической среде, так и в администрации субъектов Федерации. И с этой целью провести целый каскад организационных мероприятий. В частности, организовать с приглашением Академий специальное заседание Президиума РАН, посвященное как раз этому обобщению опыта. Наладить систему, чтобы Академии регулярно приезжали с отчетами на Отделения РАН, чтобы со стороны Отделений осуществлялось руководство в научно-методическом плане. Так, шаг за шагом, обстоятельно подготовить Договор о сотрудничестве — некое рамочное Соглашение, которое затем, в непосредственной практике, будет обогащаться конкретными делами.

Гости обратились и по поводу необходимости внесения поправки в концепцию готовящегося Закона о науке. В 12-й статье прописано, что субъекты имеют право создавать свои научные структуры и подразделения, но желательно, чтобы отдельной строкой в законе были прописаны именно региональные национальные Академии наук, тем более, что они де-факто существуют. Здесь логика безупречна: ведь у нас федеральная структура всего государства, субъекты Федерации существуют и, в принципе, нет запретов, чтобы существовали и региональные Академии. Академик В.Е. Фортов предложил подготовить это предложение за подписью глав Республик, и пообещал, что РАН будет лоббировать эту поправку к закону.

Высказывалось и такое предложение с целью поднять авторитет имеющихся четырех Академий — найти форму принять их в РАН в виде некоего «ассоциированного члена РАН». Мы проработаем этот вопрос юридически, — пообещал академик В.Е. Фортов, — в сущности, некий аналог подобной инициативы недавно нами был сделан, ведь мы ввели институт «профессоров РАН», и правильно сделали.

Решено в перспективе не упускать задачу проработать вопрос карьерного роста региональных ученых безотносительно ведомственной принадлежности — это касается всех субъектов Федерации.

Завершая встречу, участники подчеркнули, что данное направление фактически означает расширение участия регионов в прямом финансировании российской науки. И здесь очень важно, что национальные Академии не зависимы от ФАНО, они опираются на республиканский бюджет, подчиняются правительствам своих Республик и их учредителем является глава региона.

Развитие национальных Академий, развитие всесторонней координации РАН и этих Академий потому важно, что сейчас российскую науку нужно поддерживать любой ценой. Интерес РАН в национальных Академиях сегодня больше, чем когда-либо, потому, что сейчас РАН отвечает за всю научную политику в стране в целом.

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c52fefe6-29df-45df-a54f-8e3466f3d6e6&print=1
© 2016 Российская академия наук

Сергей Шаракшанэ