Телеканал «Наука»: о коммуникации между журналистами и учеными

05.09.2019
Телеканал «Наука» (до апреля 2016 года — «Наука 2.0») существует с 2011 года и за это время успел завоевать многочисленную аудиторию. На счету у телеканала большое количество наград и премий. Мы поговорили с главным редактором «Науки» Марией Семёновой.

— Скажите, почему название телеканала изменилось?

— Когда мы его запускали, нужно было обозначить, что мы хотим сказать что-то новое, возобновить научно-популярное телевидение. А когда мы уже укрепились и выросли, у нас появилась лояльная аудитория, то поняли, что приставка «2.0» нам больше не нужна. То есть своим первым названием мы уже сказали то, что хотели, и теперь в названии отражено, что мы просто рассказываем про науку.

— Почему вы выбрали именно такую специализацию канала?

— Мы делали научно-популярную линейку для канала «Россия-2», ныне уже несуществующего, и для канала «Моя планета». И мы поняли, что к нашей работе и науке есть интерес, и на телевидении ничего похожего нет, потому что тема сложная, и никто за нее не берется. И наше руководство приняло решение, что время пришло — так появился канал «Наука».

— В чем вы видите общественную миссию телеканала?

— В первую очередь — это образовательная миссия. Основной целью всегда стояла задача донести до широкого круга людей, что наука — это не скучно, она доступна и может говорить со зрителем на понятном ему языке. Это, конечно, очень сложно сделать, но мы стараемся, надеюсь, у нас это получается.

— Расскажите про вашу аудиторию.

— Наши основные зрители — это мужчины с образованием не ниже среднего, приблизительная возрастная группа — 25 лет и выше.

— Как журналисту отличить науку от псевдонауки при подготовке материала?

— Когда консультируешься именно с учеными в нужной сфере, то они тебя остановят, если ты будешь делать что-то не то. Для нашего телеканала репутационные риски недопустимы, мы должны быть максимально достоверны. У нас есть научный редактор, человек энциклопедических знаний, он вычитывает все сценарии и публикации. Также мы отправляем материалы соучастникам и героям наших программ из научного сообщества, чтобы они их прочитали. Такая многоступенчатая проверка исключает все неточности.

— Какие проблемы есть в коммуникации между журналистами и учеными?

— Когда мы только начинали, было очень тяжело, нас боялись, думали, что мы можем что-то исказить. Сейчас с этим проще — мы приобрели хорошую репутацию, ученые охотно сотрудничают с нами.

К сожалению, в России с учеными сложнее работать — наше научное сообщество более закрытое, чем, например, В Европе или Англии, где научное сообщество более открытое и общительное, там люди науки считают просто необходимым вовлекать людей в то, чем они занимаются.

Иногда бывает, что наши ученые даже обижаются, когда просишь их объяснить что-то более доступным языком. Бывает, что наши редакторы переводят научный язык на «общечеловеческий».

— Кто должен говорить о науке: журналист или ученый?

— И те и другие в равной степени. Журналист нужен, чтобы доносить информацию, а ученые должны принимать непосредственное участие, иначе не будет достоверности.

— Где вы черпаете темы для материалов?

— Везде. Мы постоянно просматриваем научные журналы, часто сами ученые сообщают нам об открытиях. Темы неисчерпаемы, потому что наука – это всё, что нас окружает.

— Какие особенности в отражении темы науки на телевидении?

— Некоторые процессы (например, на клеточном или молекулярном уровне), о которых мы рассказываем, невозможно показать, поэтому мы их рисуем. В наших фильмах много графики, для этого работает целый отдел. Не всё можно снять камерой.

Сейчас телеканал проводит конкурс видеороликов «Снимай науку!». Представить видео можно в четырех номинациях: «Эксперимент», «Научпоп», «Открытие» и «Дети о науке». Прием работ заканчивается 30 сентября, и поучаствовать может любой – от ученого до школьника. Работы принимаются на сайте телеканала «Наука».

Алёна Гунько, студентка ГИ НГУ
Материал издания "Наука в Сибири"