Проект «Академический класс» будет реализован в регионах Российской Федерации

05.12.2019

Минобрнауки России совместно с Департаментом образования города Москвы провели рабочее совещание для представителей школ, научных и образовательных организаций субъектов РФ, в которых будут созданы «Академические классы».

Основная цель проекта «Академический класс», который уже в течение нескольких лет успешно реализуется в Москве, заключается в  погружении школьников в научно-исследовательскую и проектную деятельность с целью осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики. Участники проекта получают возможность осваивать современные методы научных исследований, самостоятельно приобретать новые знания и работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов и образовательных учреждений под руководством известных ученых.  

Как отметила куратор проекта «Академический класс», заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Минобрнауки России Ирина Чугуева, в настоящее время уже определились пилотные регионы, в которых начнется реализация проекта: Санкт-Петербург, Республики Карелия, Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Пермский край, Новосибирская и Ивановская области.

«Проект «Академический класс» подтвердил свою эффективность, мы видим большой интерес к нему со стороны регионов нашей страны и считаем необходимым расширить географию проекта и выйти за пределы столицы и московских школ. В рамках реализации национального проекта «Наука» в регионах Российской Федерации создаются научно-образовательные центры мирового уровня. По мнению Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Михайловича Котюкова, проект «Академический класс» может быть реализован в рамках создания НОЦ, что будет способствовать интеграции ресурсов ВУЗов, научных организаций и работодателей для формирования единой научно-образовательной среды и подготовке профессиональных мотивированных специалистов для экономики региона», - сказала Ирина Чугуева.

Местом проведения совещания стала московская школа № 1502 при МЭИ, которая является одним из участников Проекта.

«На этой площадке мы видим те условия, которые соответствуют требованиям и концепции проекта: школа с максимально трансформируемым пространством, мультифункциональная, выходящая за рамки классно-урочной системы и действующая на принципах прямого взаимодействия с вузами, научными организациями, работодателями. Чтобы у ребенка было ощущение, что в образовательной организации он находится в пространстве, максимально приближенном к будущему рабочему месту, отражающем его возможные научные и профессиональные интересы», - отметил директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Андрей Зинин.

Для участия в проекте школа должна подтвердить свою готовность к реализации дополнительной образовательной компоненты, определиться с партнерами из числа научных организаций и организаций высшего образования. Только после строго отбора в ней могут заработать «Академические классы». Причем, как было отмечено на совещании, свою готовность участвовать в проекте придется подтверждать на протяжении всего срока его реализации.

«Мы готовим кадры для высокотехнологичных отраслей науки и производства. И за счет взаимодействия со школами можем выстроить ту систему подготовки, в ходе которой мы получим замотивированных и уже достаточно подготовленных абитуриентов. А дальше с помощью работодателей на своей образовательной площадке обучим специалистов, которые будут востребованы на рынке труда», - рассказал директор Института тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова РТУ МИРЭА Михаил Маслов, выступая с докладом об участии университета в проекте «Академический класс».

Одним из направлений проекта «Академический класс» является научно-исследовательская и проектная работа школьников под руководством тьюторов из научных институтов и университетов. Как рассказала Ирина Чугуева, результаты своей работы учащиеся представляют на открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни».

«Мы хотим, чтобы эта конференция вышла на уровень общероссийской. Интерес к ней за годы реализации вырос в несколько раз. В этом году уже более 500 школьников представили свои работы. И необходимо отметить высокий уровень представленных работ и тех знаний, которыми обладают участники», - сказала Ирина Чугуева.

Как отметили участники совещания, школьные научные работы полностью соответствуют перспективным направлениям, в рамках которых сейчас работают научные организации.

«Для нас наиболее важной является проектная работа школьников. Мы не ставим им задачи отвлеченные. Фактически они работают по тем направлениям, по которым работаем мы сами. И именно такая работа дает свои результаты. Максимально задействуем в работе со школьниками ресурсы нашего центра коллективного пользования, новое оборудование», - рассказал директор Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН Владимир Иванов.

Проект «Академический класс» назвали успешным примером того, как регион и федерация работают совместно над решением общей задачи формирования комфортной среды для жизни и социально-экономического развития. Возможно, в ближайшее время к списку пилотных регионов присоединятся и другие субъекты.

Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации